Методическая работа
Единая методическая тема школы: «Развитие профессиональных компетентностей педагогов как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
Цель работы по единой методической теме школы: совершенствование профессиональных компетентностей педагогов как фактор эффективного образования и воспитания обучающихся в условиях успешной реализации ФГОС.
Основные задачи по реализации темы:
1. Продолжение работы по внедрению в педагогическую практику современных методик и технологий, обеспечивающих формирование УУД.
2. Творческая ориентация педагогического коллектива на овладение технологиями, которые стимулируют активность учащихся, раскрывают творческий потенциал личности ребёнка.
3. Создание условий для развития управленческих компетенций педагогов как средства повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.
4. Повышение эффективности работы по выявлению, обобщению и распространению передового педагогического опыта творчески работающих педагогов.
5. Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
6. Создание условий для самореализации учащихся в образовательной деятельности и развитие ключевых компетенций учащихся.
7. Развитие и совершенствование системы работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
8. Создание в школе благоприятных условий для умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося.
9. Создание условий для постоянного обновления профессионально-личностных компетенций, обеспечение непрерывного профессионального развития личности педагога.
10. Формирование мотивации к учебной деятельности через создание эмоционально- и психологического комфорта в общении ученика с учителем и другими детьми.
11. Организация воспитательной работы, направленной на формирование личности, способной к социальной адаптации через сотрудничество школы и семьи на принципах гуманизма.
12. Оказание помощи учителям в планировании, организации и анализе педагогической деятельности, в реализации принципов и методических приемов обучения и воспитания, в развитии современного стиля педагогического мышления.
13. Ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя.
Направления методической работы
1. Аттестация учителей.
2. Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка, участие в семинарах, конференциях, мастер-классах).
3. Управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.
4. Внеурочная деятельность по предмету.
5. Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, творческие отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
Формы организации методической работы
Коллективные:
1. Заседания педагогического совета;
2. Работа педколлектива над единой методической темой и проблемой;
3. Методологические, проблемно-тематические семинары и практикумы.
Групповые:
1. Школьные методические объединения педагогов;
2. Групповые методические консультации;
3. Методические дни;
4. Предметные тематические недели;
5. Семинары.
Индивидуальные:
1. Экспертиза практической деятельности;
2. Индивидуальные консультации;
3. Аттестация на квалификационные категории;
4. Курсовая подготовка и переподготовка;
5. Самообразование и саморазвитие педагогов
Формы предъявления и обобщения передового педагогического опыта
1. Показ опыта в режиме реального времени в форме открытых уроков, внеурочных мероприятий;
2. Ознакомление педагогов с документальным обеспечением реализуемых нововведений;
3. Изучение возможных перспектив внедрения и прогнозирования последствий перехода на новые способы работы;
4. Составление краткого описания предъявленного опыта и создание информационной базы.
5. Организация глубокого анализа внедрения новых форм, методов и технологий работы.
6. Осуществление углубленного диагностирования по выявлению положительного эффекта от внедрения инноваций.
7. Проведение семинаров, мастер-классов, практикумов, собеседований, консультаций, выставок.
Формы повышения профессионального мастерства педагогов
1. Самообразование.
2. Изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес.
3. Рефлексия и анализ собственной деятельности
4. Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию.
5. Создание базы лучших сценариев уроков, внеурочных мероприятий, приемов и способов педагогической деятельности.
6. Разработка собственных средств наглядности.
7. Моделирование профессиональной деятельности педагогов на основе психолого-педагогической диагностики, выработка своевременных коррекционных мер, опора на результаты деятельности, анализ причин отклонений.
Методы и приемы методической работы
1. Проведение открытых уроков, воспитательных и методических мероприятий;
2. Анализ посещенных мероприятий;
3. Взаимопосещение мероприятий;
4. Заслушивание докладов и сообщений;
5. Обсуждение авторских публикаций, пособий, методических разработок;
6. Проведение творческих отчетов по саморазвитию и самообразованию;
7. Анкетирование и социологические исследования;
8. Дискуссии и диспуты, ролевые игры;
9. Решение ситуационных педагогических и управленческих задач;
10. Обмен педагогическим опытом;
11. Подведение итогов внедрения новшеств и элементов ценного опыта коллег и новаторов;
12. Анализ методической и управленческой документации;
13. Лекции и семинары-практикумы, тренинги, мастер-классы.
Индивидуальная методическая работа учителя
Индивидуальные методические темы педагогического исследования определяются на заседаниях предметных МО. Работа учителя по методической теме предполагает выполнение следующих этапов:
1) выбор методической темы;
2) выбор темы и комплекса промежуточных заданий;
3) формулирование итогового задания с последующим уточнением;
4) определение тематики открытых и экспериментальных уроков.
Руководитель МО встраивает индивидуальную работу педагога в методическую тему объединения, оказывает поддержку по внедрению достижений передового педагогического опыта в процесс обучения.
Программа работы предметных МО составляется на основе плана методической работы лицея.
Методические мероприятия для профессионального развития педагогов
В рамках создания единого образовательного пространства для профессионального развития педагогов проводятся следующие мероприятия:
-
методические недели;
-
методические семинары с руководителями МО, в рамках которых определяется проблематика работы МО по единой методической теме, предлагаются пути решения проблем;
-
творческие отчеты педагогов на заседаниях МО по темам самообразования;
-
«Круглый стол», на котором выделяется новая методическая проблема, планируется методическая работа на следующий учебный год, подводятся итоги работы педагогического коллектива за определенный этап.
Принципы и правила организации методической деятельности в школе:
- научный подход;
- компетентностный подход;
- адресная направленность и индивидуальный подход;
- диагностико-аналитическая основа;
- гуманизм, демократизм и партнерство;
- креативность;
- адаптивность, вариативность, гибкость, мобильность;
- разнообразие форм, методов, содержания и используемых технологий,
- максимальное удовлетворение профессиональных интересов педагогов.
Образовательные результаты деятельности методических объединений для педагогов
-
положительная динамика сдачи ОГЭ и ЕГЭ, успешное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;
-
овладение теорией и приёмами деятельностного подхода в обучении;
-
повышение профессионального уровня, мотивации к эффективной профессиональной деятельности.
Организационное обеспечение
-
повышение и совершенствование педагогического мастерства через максимальное использование возможности урока как основной формы организации образовательного процесса, через проведение единых методических недель, взаимопосещение уроков, активное участие в семинарах, конференциях;
-
-
организация деятельности профессиональных объединений педагогов;
-
-
совершенствование системы обобщения, изучения и внедрения передового педагогического опыта учителей.
Технологическое обеспечение:
внедрение в практику прогрессивных педагогических технологий, ориентированных на совершенствование уровня преподавания предметов, на формирование УУД ребенка;
совершенствование кабинетной системы;
укрепление материально-технической базы методической службы школы.
Информационное обеспечение:
обеспечение методическими и практическими материалами методической составляющей образовательного процесса через использование Интернет, электронных баз данных и т.д.;
создание банка методических идей и наработок учителей школы;
3) разработка и внедрение методических рекомендаций для педагогов по приоритетным направлениям образовательной деятельности в школе.
Создание условий для развития личности ребенка:
изучение особенностей индивидуального развития детей;
формирование у обучающихся мотивации к познавательной деятельности;
создание условий для обеспечения профессионального самоопределения школьников.
Создание условий для укрепления здоровья обучающихся:
отслеживание динамики здоровья обучающихся;
разработка методических рекомендаций педагогам школы по использованию здоровьесберегающих методик и преодолению учебных перегрузок школьников; диагностика и контроль результативности образовательного процесса.
Диагностика и контроль результативности образовательной деятельности:
-
мониторинг качества знаний учащихся;
-
формирование у обучающихся универсальных учебных действий;
- диагностика деятельности педагогов по развитию у учащихся интереса к обучению, результативности использования индивидуально групповых занятий и курсов по выбору.
Работа внутри школьных методических объединений
• согласование рабочих программ;
• преемственность в работе начальных классов и основного звена;
• методы работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся;
• методы работы с обучающимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
• формы и методы промежуточного и итогового контроля;
• отчеты учителей по темам самообразования;
• итоговая аттестация обучающихся.
Планируемые результаты работы (образовательный продукт) по данной методической теме:
-
коллективный педагогический опыт;
-
повышения профессиональной компетентности учителей;
-
положительная динамика качества обученности обучающихся;
-
востребованность знаний и компетенций обучающихся на практике и в качестве базы для продолжения образования.